dmitri_medoev (dmitri_medoev) wrote,
dmitri_medoev
dmitri_medoev

Из моего архива - IV: Россия - НАТО Сочи, июнь 2006 г.

22 июня 2006 года в Сочи состоялся семинар под названием "Россия-НАТО: вопросы безопасности на Южном Кавказе". По приглашению Первого заместителя председателя Государственной думы РФ Любови Константинвны Слиски на этот форум были приглашены представители Абхазии и Южной Осетии для того, чтобы выступить с докладами о своем видении развития ситуации на Кавказе в связи с попытками расширения НАТО.
С абхазской стороны на форуме присуствовал Сергей Миронович Шамба - тогдашний министр иностранных дел Абхазии, а с югоосетинской стороны ваш покорный слуга - тогдашний Полномочный представитель Республики Южная Осетия в России. Нам предоставили по 7 минут для выступления - это очень много!
Ниже привожу мой доклад, который был расчитан  конкретно  на эту аудиторию. С удивлением обнаружил, что сегодня он читается совершенно замечательно и поэтому решил его опубликовать полностью.   
Напомню, что это июнь 2006 года, впереди - Референдум о независимостии Южной Осетии и некоторые депутаты нашего Парламента уже публично выступили против проведения этого важнейшего политического акта в истории нашей страны...

ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ: РЕАЛИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  

Уважаемый Председатель!  
Уважаемые дамы и господа!

Прежде свего позвольте поблагодарить вас за предоставленную возможность принять участие в этом семинаре и выступить перед вами с нашим видением проблем, связанных с ситуацией вокруг Южной Осетии и ее взаимоотношениям с Грузией. Постараюсь быть кратким.

С самого начала хотелось бы обозначить важное положение о том, что Грузия никогда не имела и не имеет каких либо правовых или иных оснований считать Южную Осетию своей территорией. Никогда Осетия не была частью Грузии за исключением большевистского периода с 1921 по 1990 гг. когда южная ее часть насильственным образом была включена в советской Грузии.
Попытки грузинских правительств расчленить Осетию, включить ее южную часть в свой состав, как правило, всегда и во все времена вызывали решительный протест населения Южной Осетии. Так было в середине XIX века, в 1918-1920 годах XX века, так оно есть и сегодня.
После распада Российской империи южные осетины впервые оказались перед угрозой оказаться разделенными между новой Россией и самопровозглашенной в 1918 году Грузинской демократической республикой. Перед южными осетинами встал вопрос национально-государственного самоопределения.
Борьба южных осетин за национальное самоопределение в 20-х гг. XX века, исключавшее разделение Осетии сопровождалось кровавым террором со стороны правительства Грузии.
При новой власти Южная Осетия, вопреки воле ее народа, решением Кавказского бюро большевитской партии была включена в состав новообразования – советской Грузии. Естественно, что данное постановление являлось нелегитимным и не могло иметь юридического обоснования, так как являлось всего лишь решением партийного органа.
Однако даже это решение никогда не признавалось населением Южной Осетии за все время насильственного пребывания в советской Грузии. Об этом свидетельствуют многочисленные протесты осетинской интеллигенции и народа Южной Осетии в 1926, 1934, 1944, 1949, 1958, 1974 годах и следовавшие за этим репрессии. Все эти мероприятия неизменно сопровождались расправами и этническими чистками осетинского населения.
К моменту распада СССР в самосознании осетин твердо укрепилось представление о том, что включение в 1922 году Южной Осетии в состав Грузии, являлось ни чем иным как насильственной аннексией Грузией чуженациональной территории.
Таким образом, Осетия временно была разделена на северную в составе российской советской республикой и южную, которая вопреки воле ее народа была включена в состав Грузинской ССР.
В 1989 – 1992гг. агрессия Грузии была остановлена благодаря массовому сопротивлению всего населения Южной Осетии, при помощи Северной Осетии, братской поддержке народов Северного Кавказа. Только активное дипломатическое и военное вмешательство России в июле 1992 года остановило кровопролитие.
На протяжении 12 лет после подписания Сочинских договоренностей и достижения перемирия, в Южной Осетии, несмотря на определенные сложности, охранялась относительная стабильность. Постепенно налаживались разрушенные войной отношения между народами, переговорный процесс в рамках смешанной комиссии давал надежду на укрепление этой тенденции.
Главным гарантом этой стабильности и по сей день, выступают трехсторонние Смешанные миротворческие силы. Следует особо подчеркнуть эффективность этой операции: участие России и самих сторон в конфликте придает этой операции дополнительные преимущества и указывает на ее уникальность.
По сравнению с миротворческими операциями в других регионах мира, в Южной Осетии с 1992 по 2004 год не было ни одной потери среди личного состава миротворческого контингента - ни в одном из трех батальонов.
Однако с приходом к власти режима Саакашвили ситуация начала стремительно меняться. На сегодняшний день число убитых и раненных миротворцев составило более десятка человек. Причем несколько военнослужащих были незаконно задержаны и убиты в полицейских участках Грузии по национальному признаку. Летом 2004 г. устранив руководство Аджарии силовым способом, тбилисский режим попытался развить успех на югоосетинском направлении.
На протяжении июля – августа 2004 г. против Южной Осетии велась самая настоящая война, с массированными артиллерийскими обстрелами населенных пунктов и масштабными войсковыми операциями. Однако Южная Осетия выстояла в очередной раз. Обученные и оснащенные по одноименной НАТОвской программе и до зубов вооруженные батальоны грузинских коммандос, были вынуждены ретироваться из Южной Осетии, понеся существенные потери.
Провалившаяся военная авантюра ястребов Саакашвили показала истинное лицо тбилисского режима, который в Европе преподносится как образец демократии.
Об этом свидетельствует и очередной виток конфликта 2004 году и события, имевшие место в текущем году, которые ярко выражают суть гегемонистской модели поведения грузинской элиты, как результат жесткой этнической ориентированности как властей Грузии, так и ее оппозиции.
Для нас в Южной Осетии абсолютно ясно, что т.н. розовая "революция", нанесла непоправимый ущерб процессу мирного урегулирования грузино-осетинских отношений, становлению которого было отдано так много сил и энергии осетинских переговорщиков, активном участии российских коллег и при посредничестве ОБСЕ.
Режим Саакашвили вслед за Гамсахурдия и Шеварднадзе окончательно и бесповоротно исключил для всех южных осетин возможность совместного проживания с Грузией.
Международному сообществу должно быть понятно, что любые попытки изменить сложившееся положение вещей и навязать Южной Осетии власть тбилисских правителей ведут только к кровопролитию и усугублению существующих проблем.
Попытки Тбилиси по возврату к границам бывшей Грузинской ССР не имеют шансов. Войны, развязанные правительствами Грузии в 1990 – 1992 гг. и в 2004 году привели к окончательному оформлению независимости Южной Осетии.
Приходится сожалеть, что в современной Грузии представители обновленной политической элиты ни как не могут избавиться от рецидивов имперского мышления и проявлений признаков необольшевизма.
В настоящее время не прекращаются провокации в зоне конфликта со стороны силовых структур Грузии. Захват в заложники мирных граждан, применение пыток, нарушение прав человека и личности, убийства без суда и следствия, исчезновения людей принимают массовый характер.
В результате недавнего мониторинга, проведенного Объединенным штабом Смешанных сил по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта совместно с офицерами миссии ОБСЕ, выявлено 15 незаконных постов МВД Грузии. Ситуация нагнетается по всему периметру границ Южной Осетии. Стягиваются дополнительные силы, в школах и сельских клубах открываются военные госпитали, оборудуются морги.
Мы понимаем, что эти провокации направлены на срыв процесса мирного урегулирования и разжигание новой войны. Заявляя решительный протест подобным действиям грузинской сторны: вся ответственность за последствия этих опасных игр всецело ложится на правящий тбилисский режим и их вдохновителей.
Южная Осетия не приемлет и решительно осуждает всякие формы грубого диктата и любые проявления политики государственного терроризма. Пользуясь настоящей возможностью, от имени Правительства Республики Южная Осетия хочу обратиться к участникам этого высокого форума и к мировому сообществу с заявлением о сохранении мира в Южной Осетии, осудить милитаристский курс грузинского правительства и выразить решительный протест против военных приготовлений Грузии.
Мы с признательностью отмечаем, что проблема Южной Осетии на протяжении всего этого периода оставалась в поле внимания России, шла ли речь об оказании гуманитарной помощи или использовании механизмов политического действия для сохранения мира, достижения стабильности и безопасности в регионе.
В последнее время позиция России по вопросу Южной Осетии заметно изменилась. Угроза безопасности юга России, все еще исходящая из Грузии, побуждает руководство страны корректировать стратегию политического действия в отношении этой страны.
Президент Путин не раз высказывался по данному вопросу, заявляя, что все спорные вопросы, связанные с абхазским и югоосетинским урегулированием, должны решаться только мирными средствами, на основе переговорного процесса, с учетом интересов и мнения народов которые проживают на этих территориях.
Мы ясно представляем свою главную цель, к достижению которой народ Южной Осетии планомерно продвигается на протяжении последних десятилетий. Это естественное стремление разделенного народа и ни кто не может оспорить это право.
Однако есть реалии сегодняшнего дня ставят другие, более важные вопросы перед руководством Южной Осетии. Они напрямую связаны со стремлением тбилисского режима к аннексии Южной Осетии и уничтожению ее народа. Именно смертельная угроза нависшая над нашим народом заставляет нас продолжить курс к обретению независимости.
Реализация права наций на самоопределение, государственность – высшая форма существования человеческой цивилизации, основанная на всеобщем равенстве и взаимном уважении прав всех без исключения народов.
Особенно актуальным сегодня для Южной Осетии становится положение Декларации о принципах международного права ООН, принятой резолюцией № 2625 (XXV) 24 октября 1970 г. указывающей каждому государству «воздерживаться от любых насильственных действий, которые могли бы помешать народам осуществить свое право на самоопределение».
Напомню также, уважаемый господа, что важным элементом этого принципа является право народов испрашивать и получать поддержку в случае, если их насильственным путем лишают права на самоопределение.
Общеизвестно, что международное право признает возможность самоопределения через образование отдельного государства, однако, как показывает практика международных отношений, эта норма зачастую осуществляется по принципу «кто сильнее, тот и прав»; один стандарт применяется для Восточного Тимора, Черногории, Косова, а другой стандарт силой навязывается Южной Осетии, Абхазии, Приднестровью, Нагорному Карабаху.
Южная Осетия отвергает такой подход и рассчитывает на признание своей независимости международным сообществом и в первую очередь со стороны России – исторически и духовно близкой нам страны, равно как и Грузии, с которой мы хотели бы иметь межгосударственные, равноправные и партнерские отношения.
К сожалению сегодня это не представляется возможным в силу разных причин для каждой из этих стран, но никто не вправе отказать нам в этом стремлении.
Более чем 15-летнее независимое развитие юго-осетинской государственности не может оставаться не замечаемым и не признаваемым международным сообществом!
Народ Южной Осетии полон решимости реализовать свое законное право на самоопределение и твердо намерен добиваться признания независимости своего государства на основе общепринятых норм и принципов международного права исключительно мирными средствами.

Спасибо за внимание. 


Сергей Шамба перед выступлением


С. Шамба и Виктор Алкснис
Subscribe

  • Смерть Президента Абхазии

    Прошедшая неделя была связана с именем Сергея Васильевича Багапш - безвременно и внезапно покинувшего этот мир Президента братской страны. В субботу…

  • Владиславу Ардзинбе - 66 лет

    14 мая исполняется 66 лет первому Президенту Абхазии, выдающемуся политическому деятелю Кавказа, известному ученому Владиславу Григорьевичу Ардзинба.…

  • С Праздником Победы, Дорогие друзья!

    Мой День Победы всегда локализовался в следующих координатах: город Цхинвал, ул. Сталина, дом № 6 и или вечный огонь у реки Леуахи. Ибо именно здесь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment